Отправлено 01 Апрель 2009 - 16:35
Групповая езда на мотоциклах — американский вариант © Не мое
Могу честно признаться, что за все сорок лет, что я езжу на мотоциклах, отрицательные эмоции при езде в колонне с другими мотоциклистами я получал нечасто. А все потому, что уже вскоре после того, как я замечал, что кто-то из участников группы начинает демонстрировать небезопасное поведение или стиль вождения (в общем-то, в большинстве случаев все остальные участники относились к этому достаточно терпимо), я объявлял на очередной остановке для отдыха, что вынужден покинуть колонну, и действительно отрывался от нее и продолжал свой путь в одиночку. Последний из подобных случаев произошел со мной совсем недавно, порядка года тому назад, когда я и моя пассажирка (Elaine) присоединились к группе мотоциклистов возле Хьюстона. Это были новые для нас люди, и мы быстро поняли, что в этой колонне каждый предоставлен самому себе и волен делать все, что заблагорассудится, в смысле стиля езды и дисциплины. На первой же остановке мы вежливо отказались от продолжения участвовать в их пробеге и покинули колонну.
Точно так же однажды нам пришлось покинуть колонну участников пробега местного отделения GWRRA (Gold Wing Road Riders Association) на полпути к конечной точке маршрута — после того, как мы, находясь в плотной колонне, испытали на себе несколько крутых поворотов на скорости около 150 км/ч, что для них было, по-видимому, «нормальным делом». Независимо от того, что многие участники поездки были новичками и в смысле навыков вождения, и в смысле участия в предыдущих пробегах этой ассоциации, и лидеры не имели ни малейшего представления об их опыте вождения мотоцикла (Это было исключением, потому что во всех прочих пробегах GWRRA, в которых мы участвовали до этого, безопасности уделялось куда большее значение).
Наверное, в нас скорее всего просто говорит некая гордость за то, как мы привыкли относиться к групповой езде — со всей ответственностью. Проще говоря, мы не хотим брать на себя ответственность за потерю или травмы тех, кто едет в одной колонне с нами, и поэтому принимаем все возможные меры предосторожности. Именно по этой причине мы осознаем, что всегда найдется много людей, которые скажут, что наш стиль — слишком «самоограничивающий», и они не испытывают удовольствия в полной мере от такой езды. Тем не менее мы гордимся тем, как мы организовываем наши совместные поездки, и хотели бы поделиться некоторыми соображениями с читателями.
Подавляющее большинство наших поездок планирует Elaine (она считается у нас Road Captain и едет во главе колонны). Я езжу замыкающим. И до сих пор никто из наших попутчиков вроде бы не жаловался на то, что нам не удается «сберечь свое стадо» в пути. Мы считаем, что наша основная работа, пока мы движемся все вместе — сделать все возможное, чтобы поездка удалась и была приятной и безопасной для всех, а приобретенный каждым участником пробега опыт был лишь положительным. Когда по возвращении обратно группа распадается, то естественно, наша ответственность на этом заканчивается, но и тогда мы не считаем зазорным по прибытии домой поднять телефонную трубку и позвонить друзьям, чтобы спросить, как они добрались до дома — особенно в плохую погоду, или если у кого-то в пути случались поломки (в таком случае мы вместе с Elaine или кто-то один из нас берем на себя функцию своеобразного эскорта и провожаем хозяина такого мотоцикла до самого дома, чтобы убедиться, что он, распрощавшись со всеми, не встанет на полпути).
При движении колонной мы придерживаемся уровня наименее опытного участника. Мы настаиваем на соблюдении дисциплины и сигналов, подаваемых руками, а также обязательно планируем пит-стопы через каждые 120 км.
Мы не без оснований считаем, что в многодневном путешествии завтра насладиться поездкой уже не получится, если сегодня с тобой что-то случится. И настаиваем на том, что каждый член группы обязан следить за тем, чтобы все остальные выполняли это простое правило.
Никому не разрешается покидать колонну, если об этом не поставлен в известность замыкающий. В случае, если колонну хочет покинуть относительно неопытный мотоциклист, считается хорошим тоном предложить ему сопровождение, если он чувствует себя неуверенно и намерен вернуться обратно. Замыкающим колонны становится лишь тот, кто назначен ведущим на эту позицию, и никто другой. Помимо всего прочего, таким образом мы можем быть уверены, что никто не отстал и не потерялся ни в пути, ни на остановках; и только в этом случае ведущий колонны имеет возможность получать от постоянного замыкающего по радиосвязи полноценную и адекватную информацию о ситуации в колонне в каждый момент времени (скорость колонны, необходимость ее снижения или, наоборот, возможность увеличения, как группа прошла очередной поворот и кто проходил его неуверенно или с ошибками, и т.п.) и на основании этого вносить коррективы в процесс движения.
Должен признаться, что однажды парочка дам-мотоциклисток, которые были с нами в поездке, намекнули нам, что скорость колонны не так высока, как им хотелось бы, и что они хотят ехать более быстро. После этого они оторвались от нас. Никто никого не держит — ради Бога. Но никогда не делайте этого в движении!
Однажды я слышал, как кто-то из активисток одной мотоассоциации назвал хьюстонское отделение женского мотодвижения Lone Star Ladies «группой мото-домохозяек» (the 'Cook and Sew' group) в том смысле, что они ездят слишком уж осторожно. Но мы лично считаем это комплиментом в их адрес.
Перед каждой поездкой мы собираем небольшое совещание, на котором мы:
Обсуждаем, куда мы едем, и выбираем маршрут.
Заранее планируем тактику смены полос и поведение членов группы при непроизвольном разделении колонны на несколько частей.
Договариваемся, на каком канале ведутся радиопереговоры, а также о том, что КАЖДЫЙ член группы без исключений дублирует все сигналы, которые ведущий подает руками.
Демонстрируем и объясняем значение каждого такого сигнала.
Определяем наличие опыта и уровень навыков всех новичков.
Каждому новичку указываем его место в колонне (slot), которое он обязан занимать до тех пор, пока замыкающий колонну не убедится в его водительском мастерстве.
Паркуем мотоциклы бок о бок в очередности движения колонны, после чего каждый из членов группы производит последний быстрый осмотр своей машины, а затем — еще и осмотр машин слева и справа от себя, которые в колонне окажутся соответственно впереди и позади него. В ходе подобных кратких брифингов мы также выбираем ведущего колонны, а он, в свою очередь, объясняет всем остальным, чего он от них ждет. Таким образом, Road Captain считается избранным, и участники пробега выстраиваются в шахматном порядке.
Мы ни в коем случае не навязываем свой стиль групповой езды всем мотоциклистам, но те, кто присоединился к нам и соблюдает эти несложные правила, могут быть спокойны за свою безопасность — они знают, что мы не оставим их в беде.
Движение в колонне — не игра в догонялки
Иногда мне приходится слышать от тех, кто предпочитает передвижение на мотоциклах в гордом одиночестве, что езда колонной — не более чем игра в догонялки, «а мы крутые и водим большие мотоциклы, поэтому просто ехать вслед за кем-то — не для нас», заявляют они.
Нет проблем, если кто-то предпочитает ездить в одиночку — пожалуйста. Но я в корне не согласен с мнением о том, что концепция движения в колонне — это просто «гонка за лидером», и хотел бы развеять это заблуждение.
Присоединившись к колонне, ты тем самым выражаешь свое согласие с тем, что теперь ты будешь следовать за ведущим, а прикрывать тебя сзади будет замыкающий. Ты соглашаешься «держать свое место в колонне» (то есть поддерживать необходимую дистанцию и двигаться в шахматном порядке). Кроме того, ты принимаешь на себя обязательство соблюдать основное правило при движении в колонне: «избегать удара в идущий впереди тебя мотоцикл».
На первый взгляд такие правила, казалось бы, принуждают члена колонны к пассивной роли. Но это не совсем так, и кроме сказанного, для каждого члена команды всегда найдутся другие обязанности. Ты действительно соглашаешься следовать за лидером — но лишь до тех пор, пока ЭТО НЕ ПРИВЕДЕТ К ОПАСНОСТИ. Ты в любом случае должен всегда полагаться только на себя самого и самостоятельно определять, безопасен ли для тебя данный маневр или нет. Другими словами, ты соглашаешься всегда самостоятельно отвечать за свою собственную безопасность. Именно это и подразумевается под фразой, которую мы так часто слышим в разных контекстах: «ride your own ride!» (перевод оставляю на ваше усмотрение Maxie Max).
Получается, что движение в колонне — вовсе не такое пассивное занятие, как может показаться. Все члены группы всегда играют в ней АКТИВНУЮ роль. Иногда даже слишком.
Ты можешь сказать, что все это лишь игра слов и что несмотря ни на что, активными составляющими колонны все равно остаются ведущий и замыкающий, а все остальные участники не играют в колонне никакой особой решающей роли и их участь — не более чем следовать по пятам за лидером. Специально для таких, как ты, приведу всего лишь несколько примеров, которые, надеюсь, изменят твое мнение.
Не далее как вчера группа из 7 участников на 5 мотоциклах выехала в короткое (150 миль — 241 км) путешествие. Среди нас оказался новичок, который до этого не был знаком ни с кем из нас и не имел опыта вождения мотоцикла в колонне. Мы объяснили ему наши принципы движения и за неделю до поездки вручили соответствующую инструкцию, составленную специально для новых членов нашей группы. Движение мы начали в довольно осторожной манере, учитывая наличие в колонне новичка.
Ведущий решил выделить место для новичка непосредственно передо мной, а я ехал в хвосте колонны. После выхода на трассу лидер не стал сразу развивать крейсерскую скорость и сдвигаться левее, а продолжал держать крайнюю правую полосу, чтобы я смог в течение какого-то времени оценить навыки езды нашего нового партнера.
Я понял, что новичок отлично владеет своим мотоциклом, но проявляет нервозность из-за того, что вынужден находиться в крайней правой полосе (и я, в общем, тоже). Так мы двигались до выезда за черту города, не имея возможности совершать маневры из-за плотного потока.
И вдруг кто-то в группе, не менее нашего желая ускориться и сдвинуться в левую полосу, выступил по рации: «Эй, Гарри, я тут краем глаза заметил, что дорога-то, между прочим, ТРЕХПОЛОСНАЯ». Гарри (во главе колонны) в ответ на это колкое замечание попросил меня заблокировать левую полосу, после чего наша колонна ушла левее.
Ну и что тут такого? Да то, что один из членов группы взял на себя ответственность за фактически принятие решения, спровоцировав всех остальных на ожидание маневра, которого ведь могло и не последовать, потому что я, следуя замыкающим, еще не успел проинформировать лидера относительно навыков нашего новичка! А если бы я увидел, что новичок не в состоянии двигаться с нами дальше в силу отсутствия достаточных навыков, я был бы вынужден запросить остановку [В наших поездках замыкающий обладает большими полномочиями] — при том, что большинство участников после несвоевременного комментария уже начали мысленно готовиться к ускорению, и мой приказ остановиться однозначно привел бы их в замешательство!
Так что мы действительно ожидаем от каждого в нашей группе активных действий, но не стоит делать это ТАК активно и запутывать ситуацию лишь для того, чтобы удовлетворить свой личный интерес. Мы призываем к тому, чтобы каждый участник колонны проявлял активность не только в своих интересах, но и в интересах других.
А вот еще один вчерашний пример. Мы с Elaine отделились от колонны в конце поездки и свернули на другую дорогу, чтобы добраться до дома. Дорога была незнакомой и проходила через холмистую местность со множеством закрытых поворотов, однако нам удавалось поддерживать скорость на уровне 60-70 миль в час (96-112 км/ч); движение было не столь оживленное, и условия позволяли.
На протяжении последних 8 лет мы выбираем Elaine лидером колонны и в этом качестве она уже проехала более 50 тысяч миль — ей хорошо это удается. При приближении к незнакомым виражам она проявляет осторожность, особенно если в группе есть другие участники, кроме нас двоих. При всем при этом иногда она отрывается и закладывает повороты на скоростях, которые превышают рекомендуемое значение на 10-20 миль/час (так, если на знаке указана рекомендуемая скорость 45 миль/час, мы проходим этот поворот на 60, и обычно для нас это нормально).
Так вот вчера вечером мы шли по незнакомой дороге на скорости порядка 70 миль/час (112 км/ч), и тут я замечаю, что впереди нас ждет поворот, перед которым установлен знак «Рекомендуемая скорость 20 миль/час»!!! (32 км/ч). Видимо, Elaine отвлеклась на панель приборов и пропустила знак! Я начинаю понимать, что это уж слишком и нам не удастся вписаться в поворот на этой скорости. Лишь совсем близко от входа в вираж ей удалось сбросить скорость до 30 миль/час (48 км/ч), да и то только потому, что я успел сказать ей о ее ошибке по рации: «Там был знак 20!». Забыл сказать, что та кривая совершенно не просматривалась и нам вплоть до самого поворота не было видно, что находится за ним. Потом уже выяснилось, что все, что успела увидеть Elaine — это ряд стрелок, расположенных за знаком и обозначающих опасный поворот, но она и подумать не могла, что он настолько крутой! Тем не менее нам обоим удалось вписаться в него без проблем. Почему? Потому что я вовремя взял на себя ответственность и мой комментарий по радио сыграл решающую — активную! — роль. Другими словами, все члены группы должны смотреть по сторонам не только за себя, но и «за того парня». Все верно — в тот момент Elaine была ведущим нашей маленькой группы, но если бы я принял пассивную роль «рядового участника, который просто держится в хвосте и не отстает», мы оказались бы оба рядом в одном кювете, и счастье, если мы сумели бы дожить до реанимационного вертолета.
Быть участником колонны — значит обладать постоянной поддержкой товарищей, которые увидят то, что можешь не заметить ты, и совместными усилиями правильно оценят ситуацию, в которой ты один мог бы растеряться. Рядовые члены группы всегда помогут в беде, и совместно принятые решения всегда оказываются оптимальными. Я знаю, что каждый из моих соратников в любой момент поездки играет активную роль и подстраховывает соседа, и это даже не вопрос. Страшно подумать, что кто-то из моих друзей не смог бы вовремя предупредить Elaine о том повороте, не окажись там меня. Если ситуация может развиться или уже развивается в опасную сторону, никто из нас не будет слепо держаться за лидером. И что более важно, никто из нас не позволит лидеру оказаться в такой ситуации. Потому что у каждого из нас — активная роль.
Несколько длинновата, и с ихним пафосом, но все же есть и полезное.
Может у вас есть опыт групповой езды.
Может у вас есть какие либо предложения.
Поделитесь с нами )))
Мне кажется что нужно сделать общие правила езды в колоне, которые мы в будущих пробегах будем соблюдать, безопастность главнее всего!!!